Меню
Узбекистан - ход экономических реформ
29 ноября 2018
Узбекистан -  ход экономических реформ

Краткий конспект текущего отчёта МВФ.
Перспективы развития экономической ситуации.

Внешнеторговый оборот 2018 года по сравнению с оборотом 2017 года растёт. Наблюдается рост импорта и замедление экспорта. Причина - повышенный спрос на импорт машин, оборудования и строительных материалов.

По итогам текущего года прогнозируется дефицит внешнеторгового оборота в размере 3 % от величины ВВП. Важно - своевременно осуществить корректировку, способную снизить спрос на импорт.

В 2018 году прогнозируется рост валового внутреннего продукта (ВВП) около 5 процентов по сравнению с ВВП 2017 года. Для устойчивого развития Узбекистану требуются дополнительные меры по привлечению прямых инвестиций для создания новых рабочих мест.

Денежно-кредитная политика.

В сентябре 2018 года денежно-кредитная политика была ужесточена - ставка рефинансирования повышена с 14 до 16 процентов. Сильная сегментация кредитного рынка определяет слабое влияние денежно-кредитной политики на условия кредитования. Около 60 процентов кредитов выделяются на льготных условиях. Объем кредитов в национальной валюте по коммерческим ставкам составляет около 20 процентов от общей суммы выданных кредитов.

Кредитная политика.

К сентябрю кредитование экономики увеличилось на 43,5 процента. Около 60 процентов новых кредитов были выданы по решению правительства и профинансированы из государственных источников. Более половины этого дополнительного кредитования выделялось на льготных условиях. Чтобы удержать в 2019 году инфляцию в диапазоне 17-18 процентов предлагается снизить кредитование экономики до 25 процентов. Официальные органы согласны с тем, что снижение сегментации рынка кредитования должно стать одним из приоритетов реформ.

Эта мера позволит:

  1. Повысить способность Центрального банка контролировать инфляцию.
  2. Снизить высокую концентрацию кредитов, выдаваемых небольшому числу заемщиков.
  3. Сократить потребность в пополнении капитала банков.
  4. Оптимизировать распределение капитала в экономике.

Субсидирование условий кредитования и прозрачный учёт этих субсидий - наиболее приемлемое решение.

Налогово-бюджетная политика.

В 2018 году налогово-бюджетная политика в целом умеренно расширительная по отношению к плановым параметрам бюджета. С января по сентябрь сальдо консолидированного бюджета сложилось с профицитом в размере 3,4 процента ВВП. Планируется достичь в 2018 году профицита бюджета в размере 2,3 процента ВВП. В 2019 году планируется сохранить умеренно расширительную налогово-бюджетную политику. Прогноз профицита консолидированного бюджета на 2019 год - 0,3 процента ВВП. Основная причина снижения профицита бюджета - затраты на проведение налоговой реформы, которые оцениваются в 2 процента ВВП. Налоговая реформа в Узбекистане будет многолетним проектом.

От Министерства финансов потребуется:

  • Повышение уровня налоговой политики;
  • Решение проблем, связанных со сбором НДС и акцизов;
  • Обеспечение более однородных условий по налогообложению рабочей силы.

Дополнительный перевод с 1 января 2019 года на стандартный налоговый режим около 19 тысяч налогоплательщиков приведёт к появлению вызовов, связанных с налоговым администрированием.

Краткосрочные приоритеты:

  • Реструктуризация и укрепление органов налогового администрирования;
  • Создание офиса по работе с крупными налогоплательщиками.

Среднесрочные приоритеты:

  • Консолидация сети подразделений на местах;
  • Трансформация бизнес-процессов,
  • Улучшение практики выполнения налогоплательщиками установленных норм и правил.

Структурные реформы.

Ключевая задача структурных реформ - либерализация цен. Либерализация цен на хлеб в сентябре 2018 года имеет большое значение для развития аграрного сектора. Рост регулируемых цен на энергоносители - важный шаг по снижению энергоёмкости экономики в целом. Поэтапный вариант либерализации цен на энерго-носители позволяет сохранить конкурентность отечественных производителей, товаров и услуг на время проведения реформ. Важно своевременно информировать домохозяйства, бизнес и общественность о планах повышения цен на следующие 1-2 года. Ценовую либерализацию целесообразно дополнить реформой государственных предприятий. Правительство приняло методологию последовательной трансформации отраслей. Первоначально реформы планируется провести в компаниях энергетического сектора. На втором этапе - на транспорте. Цель реформ - избавление компаний от несвойственных функций и совершенствование управления путём разделения функций управления, надзора и регулирования.

Инклюзивный рост.

Официальные органы Узбекистана планируют организовать инклюзивный рост с учётом целей ООН в области устойчивого развития. Принято постановление Кабинета министров о целях и задачах национального развития до 2030 года.

Цели устойчивого развития:

  • Накопление человеческого капитала (образование, здравоохранение, гендер);
  • Рост реального капитала (государственная инфраструктура, финансовая инклюзивность).

Цели устойчивого развития соответствуют планам Узбекистана создать максимальное количество рабочих мест для трудоспособного населения и на этой базе добиться уровня доходов населения выше среднемировых до момента закрытия окна демографического роста.

Статистика.

Прогресс в улучшении экономической статистики впечатляющий. Всего лишь год назад в общем доступе имелся небольшой объем статистической информации, а общедоступные статистические данные зачастую имели сомнительное качество. Это подрывало доверие к мерам правительства, отрицательно влияло на инвесторов и достоверность оценок рейтинговых агентств. Статистические органы присоединились к системе Расширенного общего стандарта распространения данных МВФ. С мая 2018 года начали публиковаться все основные экономические, финансовые и социальные статистические сведения на Странице национальных сводных данных. До конца года планируется открыть страницу Узбекистана на сайте МВФ «Международная финансовая статистика». Предполагается дальнейшая работа в этом направлении.

Координация технической помощи.

Миссия и официальные органы Узбекистана согласились с тем, что можно улучшить оказание и координацию технической помощи. Наличие широкого круга потенциальных сторон, оказывающих техническую помощь, может привести к дублированию или, что хуже, к противоречиям в рекомендациях. Для успешного проведения реформ целесообразно создать специализированный Экономический совет и Государственный депозитарий действующих дорожных карт, связанных с проведением реформ.

Краткий конспект подготовлен силами Редакции газеты «Частный Сектор».

Опубликована статья в газете "Частный Сектор" в №48 от 29 ноября 2018г.

Список статей