Меню
Цель – построение оптимальной налоговой системы.
28 сентября 2018
Цель – построение оптимальной налоговой системы.
"Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир."
Архимед.

Казалось бы, что о налоговой реформе уже все сказано...

Более того, 29 июня 2018 года опубликован Указ Президента «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».

И все же предлагается ещё раз поговорить об этом...

Цель проводимой реформы – построение оптимальной налоговой системы.

Известно, что оптимальная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, стимулировать расширение бизнеса, постоянное повышение его эффективности.

Одним из основных показателей качества налоговой системы является уровень налоговой нагрузки:

Кривая Лаффера

Эффект Лаффера - закономерность влияния налоговых ставок на налоговые поступления:

  • снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство;
  • хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
Кривая Лаффера

Лаффер А. считает, что изъятие у налогоплательщика более 35—40 % добавленной стоимости сокращает стимулы к расширению производства. При высоком уровне изъятия, по его мнению, экономика Государства попадает в так называемую «налоговую ловушку» - дальнейшее повышение налоговой нагрузки приводит к сокращению поступлений в Государственный бюджет.

В таких случаях, как правило, наблюдается два процесса – «уход бизнеса в тень» или «голосование ногами» - переток капитала в юрисдикции с более льготным налоговым режимом.

В Указе Президента сказано, что действующая налоговая система имеет «ряд системных проблем, препятствующих динамичному экономическому росту, повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей».

В целях устранения недостатков, указанных Президентом, сформулируем основные требования к новой налоговой системе:

  1. Система должна обеспечить поступления в Государственный бюджет в объеме, утвержденном на 2018 год (не менее 93 682 млрд. сумов).
  2. Налоговая нагрузка на все виды, формы и сегменты бизнеса (за исключением плательщиков Единого земельного налога и самозанятых) должна быть максимально равная.
  3. Налоговая нагрузка на все виды доходов физических лиц (доходы за труд, доходы на капитал и т.д. и т.п.) должна быть равная.
  4. Количество видов налогов должно быть минимальным.
  5. Система должна иметь максимально простую схему налогового администрирования.

Предлагается встроить все налоги, сборы и платежи в трехконтурную систему денежного обращения.

Трехконтурная система денежного обращения

Успешное функционирование бизнеса, с одной стороны, зависит от:

  • Минимального уровня налоговой нагрузки в контуре производства
  • Объёма вывода денежных средств из контура производства в контур потребления.
  • Вывода капитала из контура производства в контур внешнеэкономической деятельности.

С другой стороны, эффективность экономики в целом зависит от рационального использования природных и энергетических ресурсов.

Государственный бюджет 2018 года и его основные составляющие.


п/п
Наименование налога Действующий НК
Млрд сум. %
1 Доходы целевых фондов 31 452 33,6
2 НДС (20 %) 22 019 23,5
3 Акцизы 8 344 8,9
4 Прочие доходы 6 306 6,7
5 Налог на недра 6 203 6,6
6 Налог на доходы физических лиц 5 199 5,5
7 Единый налоговый платеж 4 017 4,3
8 Налог на прибыль 2 511 2,7
9 Налог на имущество 2 159 2,3
10 Таможенная пошлина 1 415 1,5
11 Налог на бензин 1 323 1,4
12 Земельный налог 1 267 1,4
13 Вмененный налог 1 078 1,2
14 Прочие 389 0,4
Итого 93 682 100,0

Из приведённой информации видно, что основная часть (70.3 %) доходов Государственного бюджета в 2018 году будет фактически сформирована за счёт оборотных и косвенных налогов:


п/п
Наименование налога Действующий НК
Млрд сум. Доля, %
Оборотные налоги
1 Доходы целевых фондов 31 452 33,6
2 Единый налоговый платеж 4 017 4,3
Итого 35 469 37,9
Косвенные налоги
1 НДС (20 %) 22 019 23,5
2 Акцизы 8 344 8,9
Итого 30 363 32,4
Всего 65 832 70,3

Доля налога на прибыль в общем объеме сравнительно мала – 2 511 млрд сум. или 2,7 %.

Из всех налогов, включенных в настоящий момент в действующий Налоговый кодекс, к наиболее сложным, с точки зрения администрирования, можно отнести НДС и налог на прибыль.

Из всего сказанного следует:

  • Реально в настоящий момент основную фискальную функцию в новой налоговой системе могут исполнятьтолько косвенные налоги.
  • Изъятие налога на прибыль из нового Налогового кодекса сравнительно легко компенсируется другими видами налогов и сборов.
  • Для малого бизнеса желательно коренным образом упростить порядок исчисления НДС (см. подробное описание порядка исчисления НДС кассовым методом)
  • В целях рационального использования природных и энергетических ресурсов целесообразно ввести практику ежегодной индексации ставок ресурсных налогов и платежей.
  • В целях предотвращения неконтролируемого вывода денежных средств из контура производства в контур потребления ввести в новый Налоговый кодекс единый, сравнительно высокий, налог на все виды доходов физических лиц.
  • Сформировать эффективный механизм таможенного регулирования призванный стимулировать более глубокую переработку отечественного сырья и замещения импорта.

С учётом сказанного предлагается в новой налоговой системе:

  • Отменить все оборотные налоги и платежи с выручки.
  • Отменить налог на прибыль.
  • Отменить упрощенную систему налогообложения.
  • Снизить ставку налога на добавленную стоимость до 16 %.
  • Ввести кассовый метод учета НДС для малого бизнеса.
  • Отменить все льготы по НДС (включая импорт и экспорт).
  • Повысить размеры акциза, ресурсных налогов и платежей на 50 %.
  • Отменить все налоги на доходы физических лиц и ввести единый для всех по всем видам выплат в пользу физических лиц налог у источника выплат (в размере 20%).
  • В контуре внешней торговли действующую налоговую нагрузку (акцизы, пошлины, платежи) увеличить в 2 раза.

Результаты оценочного расчёта сведены в таблицу.

Сравнительный анализ действующей и предлагаемой структуры доходов Государственного бюджета в ценах и условиях 2018 года
Наименование налога Действующий Налоговый кодекс Новый Налоговый кодекс
Доходы целевых фондов 31 452 Исключить
Налог на доходы физических лиц 5 199 Исключить
Единый налоговый платеж 4 017 Исключить
Налог на прибыль 2 511 Исключить
НДС (20 %) 22 019
Оценка НДС (16 %) =>(290 000 * 0,16/1,16) 40 000
Акцизы 8 344 1,5 12 516
Прочие доходы 6 306 1,5 9 459
Налог на недра 6 203 1,5 9 305
Налог у источника выплат физлицам (20 %) 2,0 10 398
Налог на имущество 2 159 1,5 3 239
Таможенная пошлина 1 415 2,0 2 830
Налог на бензин 1 323 1,5 1 985
Земельный налог 1 267 1,5 1 901
Вмененный налог 1 078 2,0 2 156
Прочие 389 1 389
Итого 93 682 94 192

Предложенный вариант не «истина в последней инстанции».

Возможны и другие решения…

Самое главное, что предложенный алгоритм налогообложения позволяет:

  1. В полном объеме сформировать Государственный бюджет.
  2. Снять вопрос о неравномерной налоговой нагрузке на бизнес.
  3. Обеспечить максимально низкую налоговую нагрузку в контуре реального производства и стимулировать направление средств на расширение и модернизацию производства.
  4. Исключить из налогового кодекса наиболее сложный для администрирования налог на прибыль.
  5. Использовать кассовый метод учета НДС для упрощения администрирования этого налога.
  6. Использовать конкурентную (16 %) ставку НДС.
  7. Cформировать «справедливую» систему налогообложения всех видов доходов физических лиц.
  8. Практически ликвидировать схему «серых зарплат»;
  9. Исключить из налогового законодательства нормы, позволяющие собственникам (физическим лицам) на льготных условиях, а в отдельных случаях и вообще без налогов, выводить прибыль из контура производства.
  10. Ограничить «вывоз» капитала.
Налоговая реформа

Успехов всем!
Хороших и легких налогов!

Григорий Зомерфрайнд.

1 часть статьи опубликована в газете "Частный Сектор" в №40 от 04 октября 2018г.
2 часть статьи опубликована в газете "Частный Сектор" в №41 от 11 октября 2018г.

Список статей