"Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир."
Архимед.
Казалось бы, что о налоговой реформе уже все сказано...
Более того, 29 июня 2018 года опубликован Указ Президента «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».
И все же предлагается ещё раз поговорить об этом...
Цель проводимой реформы – построение оптимальной налоговой системы.
Известно, что оптимальная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, стимулировать расширение бизнеса, постоянное повышение его эффективности.
Одним из основных показателей качества налоговой системы является уровень налоговой нагрузки:
Кривая Лаффера
Эффект Лаффера - закономерность влияния налоговых ставок на налоговые поступления:
- снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство;
- хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
Лаффер А. считает, что изъятие у налогоплательщика более 35—40 % добавленной стоимости сокращает стимулы к расширению производства. При высоком уровне изъятия, по его мнению, экономика Государства попадает в так называемую «налоговую ловушку» - дальнейшее повышение налоговой нагрузки приводит к сокращению поступлений в Государственный бюджет.
В таких случаях, как правило, наблюдается два процесса – «уход бизнеса в тень» или «голосование ногами» - переток капитала в юрисдикции с более льготным налоговым режимом.
В Указе Президента сказано, что действующая налоговая система имеет «ряд системных проблем, препятствующих динамичному экономическому росту, повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей».
В целях устранения недостатков, указанных Президентом, сформулируем основные требования к новой налоговой системе:
- Система должна обеспечить поступления в Государственный бюджет в объеме, утвержденном на 2018 год (не менее 93 682 млрд. сумов).
- Налоговая нагрузка на все виды, формы и сегменты бизнеса (за исключением плательщиков Единого земельного налога и самозанятых) должна быть максимально равная.
- Налоговая нагрузка на все виды доходов физических лиц (доходы за труд, доходы на капитал и т.д. и т.п.) должна быть равная.
- Количество видов налогов должно быть минимальным.
- Система должна иметь максимально простую схему налогового администрирования.
Предлагается встроить все налоги, сборы и платежи в трехконтурную систему денежного обращения.
Успешное функционирование бизнеса, с одной стороны, зависит от:
- Минимального уровня налоговой нагрузки в контуре производства
- Объёма вывода денежных средств из контура производства в контур потребления.
- Вывода капитала из контура производства в контур внешнеэкономической деятельности.
С другой стороны, эффективность экономики в целом зависит от рационального использования природных и энергетических ресурсов.
Государственный бюджет 2018 года и его основные составляющие.
№ п/п |
Наименование налога | Действующий НК | |
---|---|---|---|
Млрд сум. | % | ||
1 | Доходы целевых фондов | 31 452 | 33,6 |
2 | НДС (20 %) | 22 019 | 23,5 |
3 | Акцизы | 8 344 | 8,9 |
4 | Прочие доходы | 6 306 | 6,7 |
5 | Налог на недра | 6 203 | 6,6 |
6 | Налог на доходы физических лиц | 5 199 | 5,5 |
7 | Единый налоговый платеж | 4 017 | 4,3 |
8 | Налог на прибыль | 2 511 | 2,7 |
9 | Налог на имущество | 2 159 | 2,3 |
10 | Таможенная пошлина | 1 415 | 1,5 |
11 | Налог на бензин | 1 323 | 1,4 |
12 | Земельный налог | 1 267 | 1,4 |
13 | Вмененный налог | 1 078 | 1,2 |
14 | Прочие | 389 | 0,4 |
Итого | 93 682 | 100,0 |
Из приведённой информации видно, что основная часть (70.3 %) доходов Государственного бюджета в 2018 году будет фактически сформирована за счёт оборотных и косвенных налогов:
№ п/п |
Наименование налога | Действующий НК | |
---|---|---|---|
Млрд сум. | Доля, % | ||
Оборотные налоги | |||
1 | Доходы целевых фондов | 31 452 | 33,6 |
2 | Единый налоговый платеж | 4 017 | 4,3 |
Итого | 35 469 | 37,9 | |
Косвенные налоги | |||
1 | НДС (20 %) | 22 019 | 23,5 |
2 | Акцизы | 8 344 | 8,9 |
Итого | 30 363 | 32,4 | |
Всего | 65 832 | 70,3 |
Доля налога на прибыль в общем объеме сравнительно мала – 2 511 млрд сум. или 2,7 %.
Из всех налогов, включенных в настоящий момент в действующий Налоговый кодекс, к наиболее сложным, с точки зрения администрирования, можно отнести НДС и налог на прибыль.
Из всего сказанного следует:
- Реально в настоящий момент основную фискальную функцию в новой налоговой системе могут исполнятьтолько косвенные налоги.
- Изъятие налога на прибыль из нового Налогового кодекса сравнительно легко компенсируется другими видами налогов и сборов.
- Для малого бизнеса желательно коренным образом упростить порядок исчисления НДС (см. подробное описание порядка исчисления НДС кассовым методом)
- В целях рационального использования природных и энергетических ресурсов целесообразно ввести практику ежегодной индексации ставок ресурсных налогов и платежей.
- В целях предотвращения неконтролируемого вывода денежных средств из контура производства в контур потребления ввести в новый Налоговый кодекс единый, сравнительно высокий, налог на все виды доходов физических лиц.
- Сформировать эффективный механизм таможенного регулирования призванный стимулировать более глубокую переработку отечественного сырья и замещения импорта.
С учётом сказанного предлагается в новой налоговой системе:
- Отменить все оборотные налоги и платежи с выручки.
- Отменить налог на прибыль.
- Отменить упрощенную систему налогообложения.
- Снизить ставку налога на добавленную стоимость до 16 %.
- Ввести кассовый метод учета НДС для малого бизнеса.
- Отменить все льготы по НДС (включая импорт и экспорт).
- Повысить размеры акциза, ресурсных налогов и платежей на 50 %.
- Отменить все налоги на доходы физических лиц и ввести единый для всех по всем видам выплат в пользу физических лиц налог у источника выплат (в размере 20%).
- В контуре внешней торговли действующую налоговую нагрузку (акцизы, пошлины, платежи) увеличить в 2 раза.
Результаты оценочного расчёта сведены в таблицу.
Наименование налога | Действующий Налоговый кодекс | Новый Налоговый кодекс | |
---|---|---|---|
Доходы целевых фондов | 31 452 | Исключить | |
Налог на доходы физических лиц | 5 199 | Исключить | |
Единый налоговый платеж | 4 017 | Исключить | |
Налог на прибыль | 2 511 | Исключить | |
НДС (20 %) | 22 019 | ||
Оценка НДС (16 %) =>(290 000 * 0,16/1,16) | 40 000 | ||
Акцизы | 8 344 | 1,5 | 12 516 |
Прочие доходы | 6 306 | 1,5 | 9 459 |
Налог на недра | 6 203 | 1,5 | 9 305 |
Налог у источника выплат физлицам (20 %) | 2,0 | 10 398 | |
Налог на имущество | 2 159 | 1,5 | 3 239 |
Таможенная пошлина | 1 415 | 2,0 | 2 830 |
Налог на бензин | 1 323 | 1,5 | 1 985 |
Земельный налог | 1 267 | 1,5 | 1 901 |
Вмененный налог | 1 078 | 2,0 | 2 156 |
Прочие | 389 | 1 | 389 |
Итого | 93 682 | 94 192 |
Предложенный вариант не «истина в последней инстанции».
Возможны и другие решения…
Самое главное, что предложенный алгоритм налогообложения позволяет:
- В полном объеме сформировать Государственный бюджет.
- Снять вопрос о неравномерной налоговой нагрузке на бизнес.
- Обеспечить максимально низкую налоговую нагрузку в контуре реального производства и стимулировать направление средств на расширение и модернизацию производства.
- Исключить из налогового кодекса наиболее сложный для администрирования налог на прибыль.
- Использовать кассовый метод учета НДС для упрощения администрирования этого налога.
- Использовать конкурентную (16 %) ставку НДС.
- Cформировать «справедливую» систему налогообложения всех видов доходов физических лиц.
- Практически ликвидировать схему «серых зарплат»;
- Исключить из налогового законодательства нормы, позволяющие собственникам (физическим лицам) на льготных условиях, а в отдельных случаях и вообще без налогов, выводить прибыль из контура производства.
- Ограничить «вывоз» капитала.
Успехов всем!
Хороших и легких налогов!
Григорий Зомерфрайнд.
1 часть статьи опубликована в газете "Частный Сектор" в №40 от 04 октября 2018г.
2 часть статьи опубликована в газете "Частный Сектор" в №41 от 11 октября 2018г.