
Продолжается активное обсуждение вопросов предстоящей налоговой реформы. Предложения разные. В частности, после публикации в газете НТВ (№ 20 от 15 мая 2018 года) материала экономического обозревателя Абдуллаева Ж. мнения специалистов вновь разделились…
Проанализировал статистику сайта gazeta.norma.uz.
-
По состоянию на 12-00 часов 21 мая 2018 года (5 дней с момента публикации) результаты следующие:
- Прочитано – 3 075 человек.
- Нравиться - 597 человек.
-
Всего 31 отзыв, в том числе:
- Положительных – 20 отзывов (более 64 %).
- Негативных - 6 отзывов (менее 20 %).
- Нейтральных - 5 отзывов (более 16 %).
Есть над чем задуматься?!
Конечно же, выборка локальна, но может быть пора провести полноценный опрос с учетом всех правил социологии.
И еще одно замечание – в отрицательных отзывах настолько много «негатива и ярлыков», что в пылу полемики практически потерялась суть обсуждаемого вопроса...
Предлагается снизить «градус» полемики и спокойно продолжить разговор.
Сначала хотелось бы отметить следующее:
- Узбекистан за время существования в качестве самостоятельного государства накопил свой, уникальный опыт формирования и применения налоговой системы.
- Налоговая система реально работает и формирует бездефицитный бюджет.
- Не многие уже помнят, что 11 января 1992 года Кабинет министров Республики Узбекистан был вынужден принять Постановление «О чрезвычайном бюджете Республики Узбекистан на 1 квартал 1992 года». Думаю, что сегодня надо сказать, большое спасибо тем, кто активно участвовал в этой работе.
- Узбекистан имеет квалифицированных отечественных экспертов и подготовленный персонал, способный качественно, без подсказки извне, заинтересованных и не заинтересованных сторон, провести реформу налоговой системы в своей стране.
- Большинство членов бизнес-сообщества активно поддерживают требование Президента в кратчайшие сроки провести радикальную реформу налоговой системы.
А теперь, по сути.
Национальное агентство при Президенте Республики Узбекистан (НАПУ) в своей презентации сформулировало цель налоговой реформы - «Создание современной налоговой системы, стимулирующей постоянный рост инвестиций и доходной части бюджета Республики Узбекистан».
Хотелось бы отметить, что данная цель учитывает интересы государства и бизнеса, но никак не учитывает интересы человека труда.
Из официальных источников известно, что более половины трудоспособного населения Узбекистана не являются плательщиками НДФЛ и что около 500 тысяч новых работников ежегодно выходят на рынок труда.
Думается, что необходимо еще раз вернуться к началу и сформулировать цель реформы.
Определение цели – это не второстепенный вопрос.
Только четко сформулированная цель может стать хорошей базой для формирования всех остальных элементов системы.
Налоговая система не может успешно функционировать без гармоничной увязки с системой денежного обращения.
Хотелось бы на этапе формирования Концепции налоговой системы Узбекистана предложить использовать потенциальные возможности трехконтурной системы денежного обращения.
В частности, предлагается ВСТРОИТЬ все налоги и обязательные платежи в указанную систему:
- контур производства;
- контур потребления;
- контур внешней торговли.
На практике реализация данного предложения не стоит ни одного сума. Однако применение этого подхода позволяет расставить приоритеты при построении налоговой системы в целом. Контур производства – основа налоговой системы Узбекистана. Контур должен иметь максимально возможно низкий уровень налоговой нагрузки. В тоже время, налоги, действующие в контуре, должны формировать значительную часть доходов бюджета.
Основные задачи этого контура – обеспечение расширенного воспроизводства, создание новых рабочих мест, рациональное использование трудовых, природных и сырьевых ресурсов. Виды налогов – НДС, налог с оборота, акцизные и ресурсные налоги и платежи.
Контур потребления.
Концепцией НАПУ предусмотрено, что при переходе денежных средств из контура производства в контур потребления уплачивается единый для всех участников рынка и видов доходов налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это решение можно оценить одним словом – революционное. Предлагаемый подход способен эффективно ограничить неконтролируемый вывод денежных средств из контура производства в контур потребления.То есть, с одной стороны, НДФЛ в таком виде способен создать единый экономический алгоритм налогообложения всех видов доходов физических лиц и, как следствие этого, практически уничтожить экономическую базу выплаты «серых заработных плат». С другой стороны, этот налог способен эффективно обложить налогом доходы физических лиц в месте их формирования при выводе активов из контура производства в национальную валюту, а затем и в СКВ.
Предложенная НАПУ ставка 25 %, на первый взгляд, вполне «комфортна».
По-видимому, говорить о ее размере (увеличении или уменьшении) можно будет, только имея опыт применения этого налога в качестве основного регулятора перетока активов из контура производства в контур потребления.
Контур внешней торговли – самый сложный элемент налоговой системы. Контур требует постоянного особого внимания контролирующих органов. Основная проблема этого контура – неравноценный обмен при экспортно-импортных операций.
Именно в этом контуре возможно лавинообразное формирование процессов, способных негативно влиять на развитие экономики Узбекистана. Причиной этого является то, что часть вопросов, связанных с регулированием в этом контуре, находятся вне компетенции отечественных контролирующих органов.
Вывоз активов при экспорте по заниженным ценам и вывод СКВ при импорте активов по завышенным ценам могут значительно влиять на устойчивость экономики в целом и благосостояние населения.
Многочисленные примеры неконтролируемого вывода капитала имеются практически у всех наших соседей – в странах СНГ.
Уровень налоговой нагрузки и процедуры в контуре внешней торговли должны эффективно защищать внутренний товарный рынок от экспансии международных корпораций.
Возможно, в финансовой части контура стоит подумать о применении «налога Тобина».
НДС или единый налоговый платеж?
Этот вопрос вызывает основные споры… При этом складывается впечатление, что подавляющее большинство предпринимателей, уплачивающих сегодня единый налоговый платеж хотело бы сохранить действующий в настоящий момент порядок расчетов с бюджетом даже при условии повышения ставки налога.
У специалистов, рекомендующих переход на НДС два аргумента:
Аргумент 1. Налоговая нагрузка субъектов малого бизнеса намного ниже, чем налоговая нагрузка на предприятия, уплачивающие налоги по общеустановленной схеме.
Аргумент 2. Налог с оборота не стыкуется с НДС.
Можно ли эти проблемы решить? Да, если нарушить все «каноны» классического налогообложения и «состыковать» алгоритмы исчисления НДС и налога с оборота.
Предположим, налоговая система Узбекистана устанавливает следующие требования:
- Предприятие самостоятельно выбирает один из налогов - НДС или налог с оборота. При этом все остальные налоги и платежи предприятия платят по единым правилам.
- Ставка налога с оборота устанавливается в размере 50 % от величины ставки НДС.
- При исчислении НДС плательщики этого налога принимают к зачету сумму налога с оборота, ранее уплаченную последним в цепочке поставщиком.
-
Предлагаемые соотношения ставок:
- При ставке НДС 20 % размер ставки налога с оборота 10 %.
- При ставке НДС 18 % размер ставки налога с оборота 9 %.
- При ставке НДС 16 % размер ставки налога с оборота 8 %.
- При ставке НДС 12 % размер ставки налога с оборота 6 %.
Пример расчета совокупных налоговых нагрузок на бизнес при работе предприятий с разной системой налогообложения в качестве единого комплекса
Варианты производства и продаж |
НДС | Налог с оборота и НДС | Налог с оборота | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость товара |
Ставка налога |
Налог |
Стоимость товара |
Стоимость налога |
Налог |
Стоимость товара |
Ставка налога |
Налог | |
Звено 1 | 1000,0 | 18,0 | 152,5 | 1000,0 | 9,0 | 90,0 | |||
Звено 1 Звено 2 Итого: |
500,0 | 18,0 | 76,3 | 500,0 | 9,0 | 45,0 | 500,0 | 9,0 | 45,0 |
1000,0 | 18,0 | 76,3 | 1000,0 | 18,0 | 107,5 | 1000,0 | 9,0 | 90,0 | |
152,5 | 152,5 | 135,0 | |||||||
Звено 1 Звено 2 Звено 3 Итого: |
300,0 | 18,0 | 45,8 | 300,0 | 9,0 | 27,0 | 300,0 | 9,0 | 27,0 |
600,0 | 18,0 | 45,8 | 600,0 | 9,0 | 54,0 | 600,0 | 9,0 | 54,0 | |
1000,0 | 18,0 | 61,0 | 1000,0 | 18,0 | 98,5 | 1000,0 | 9,0 | 90,0 | |
152,5 | 179,5 | 171,0 | |||||||
Звено 1 Звено 2 Звено 3 Звено 4 Итого: |
250,0 | 18,0 | 38,1 | 250,0 | 9,0 | 22,5 | 250,0 | 9,0 | 22,5 |
500,0 | 18,0 | 38,1 | 500,0 | 9,0 | 45,0 | 500,0 | 9,0 | 45,0 | |
750,0 | 18,0 | 38,1 | 750,0 | 18,0 | 69,4 | 750,0 | 9,0 | 67,5 | |
1000,0 | 18,0 | 38,1 | 1000,0 | 18,0 | 38,1 | 1000,0 | 9,0 | 90,0 | |
152,5 | 175,5 | 225,0 |
Примечание - стоимость товара приведена с соответствующим налогом.
Выводы:
- Приведенные расчеты указывают на то, при длине технологической цепочки более двух налоговая система сама стимулирует переход предприятий на уплату НДС.
- Изменение ставок НДС и налога с оборота, при условии сохранения соотношения 1/2, никак не влияет на распределение налоговой нагрузки.
- Основным регулирующим параметром в этой системе является соотношение ставок налогов. Путем изменения этого параметра можно легко, рыночным путем, добиваться перехода налогоплательщиков с уплаты налога с оборота к уплате НДС и обратно.
И последнее.
Успех проводимой налоговой реформы, как не странно, в значительной мере определяется не только налоговой системой.
Успешное формирование государственного бюджета, собираемость налогов, расширение налоговой базы и снижение совокупной налоговой нагрузки в значительной мере зависит от активности государства в решении следующих двух вопросов:
- Снижения доли наличных денег в контуре потребления.
- Развития электронной системы сплошной идентификации товаров.
Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что снижение доли наличных денег и организация основной массы платежей в контуре потребления путем использования пластиковых карт в значительной степени сокращает присутствие «теневого рынка».
Об эффективности системы маркировки можно судить по уже реализованным проектам.
В частности, по информации федеральной налоговой службы России, только за один год, с момента запуска системы контроля розничной реализации меховых изделий, выручка в этом сегменте увеличилась в 7 раз.
Внедрение контрольно идентификационных знаков (КИЗ) решает не только задачу исключения теневого оборота, но и позволяет зафиксировать историю и место происхождения товара, обеспечить более высокий уровень контроля качества товаров на рынке.
Желаю всем хороших и легких налогов…
Григорий Зомерфрайнд.
Опубликована статья на сайтеwww.norma.uz.