Серия публикаций «Проводить реформу надо!». Часть 2.
«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме».
Альберт Эйнштейн.
Уже более месяца в рядах предпринимателей витает слух – «НАПУ готовит новую редакцию Концепции налоговой реформы. В этом документе планируется учесть предложения и замечания, поступившие от налогоплательщиков»
Время летит и уже приближается тот час «Х», который установил Президент для представления нового Налогового кодекса. Скорее всего - никакой новой редакции Концепции уже не будет…
В этой ситуации предлагается еще раз внимательно и подробно рассмотреть «алмаз» в виде Проекта Концепции реформы налогового законодательства, предложенный НАПУ, и попытаться его «огранить».
К работе по «огранке» приглашаются все желающие.
Глядишь и, однажды, ранним весенним (летним) утром «заиграет наш бриллиант красивыми и неповторимыми гранями», свершится чудо, и мы все сможем «весело платить хорошие и легкие налоги»…
Меня часто с укором спрашивают «Послушай, ты такой большой, а в сказки веришь?!».
И приходиться мне покорно отвечать «Да, верю! А вдруг? Чем черт не шутит?!».
Итак – вперед к работе по «огранке нашего алмаза»!..
Предлагается работу, как всегда, начать с простого детского рисунка:
По мнению Редакции, рисунок отражает подход НАПУ к реформе налоговой системы.
Если кто не согласен с рисунком – нарисуйте свой и не мешайте нам любоваться нашим…
На рисунке важно все:
- где расположен тот или иной элемент системы;
- как элементы между собой связаны;
- куда движутся финансовые потоки (стрелочки);
- цвет имеет конкретный элемент системы.
На рисунке главное, конечно же, Государственный бюджет.
Элемент, изображающий бюджет, размещен в верхней части.
Почему именно в верхней?
Потому, что поднимать что-либо всегда тяжелее, чем опускать.
Всем налогоплательщикам Узбекистана придется изрядно попотеть в текущем году для того, чтобы полностью наполнить Государственный бюджет деньгами (93,0 трлн сумов – это вам не шутки).
Бюджет изображен белым. Белый цвет ассоциируется у людей с чистым, светлым, идеальным и символизирует все хорошее и позитивное.
Мнение Редакции - только бездефицитный бюджет может быть надежной экономической основой для успешного завершения всех задуманных и уже реализуемых в Узбекистане реформ.
НАПУ предлагает «зажечь зеленый свет развитию экономики» минимизировав налоговую нагрузку реального сектора.
В частности планируется в контуре производства:
- отменить налог на прибыль,
- снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС),
- практически отменить все оборотные платежи с выручки,
- изменить алгоритм исчисления отдельных ресурсных налогов и платежей.
На рисунке контур производства - зеленый.
Таблица эмоциональных ассоциаций закрепляет за этим цветом – надежду, спокойствие и уверенность.
Для того, что бы деньги не «утекали» из контура производства в контур потребления НАПУ предлагает ввести единый для всех физических лиц по всем видам доходов налог в размере 25%.
Мнение Редакции: «Это уникальный налог. Обещали, что этот налог будет взиматься при любом переходе финансовых средств из контура производства в контур потребления. В противном случае - деньги «потекут» по линии наименьшего сопротивления, «размывая возведенную налоговую плотину».
Предлагаемый НАПУ налог позволяет кардинально и эффективно решить целый пласт существующих проблем:
- сформировать справедливую систему налогообложения физических лиц;
- практически ликвидировать схему «серых зарплат»;
- сократить неконтролируемый вывод активов (капитала) из контура производства за рубеж, используя для этого «черный» рынок конвертации.
Анализ соотношения численности трудоспособного населения (12 млн человек) и уплачивающих в настоящее время НДФЛ (5 млн человек) указывает на то, что при успешном администрировании у налога имеются значительные фискальные резервы.
И все же основная функция этого налога не фискальная, а - регулирующая.
Именно этот налог может сбалансировать совокупную стоимость товаров потребления, а объем денежных средств, имеющихся «на руках» населения.
Другими словами, этот налог может легко «обуздать» или «стимулировать» инфляцию в контуре потребления, а это значит сравнительно легко создать алгоритм регулирования отечественного товарного рынка.
В медийном пространстве очень много предложений по этому налогу.
Попробуем сформулировать еще одно.
Предлагаем посмотреть на этот налог с необычной стороны и:
- исключить его из налоговой системы Узбекистана;
- ввести в налоговую систему единый налог на выплаты физическим лицам у источника выплат (ЕНИВ);
- установить, что плательщиками налога являются все хозяйствующие субъекты, включая частных предпринимателей;
- установить, что объектом налогообложения налога являются все виды выплат в пользу физических лиц по всем видам доходов (фонд оплаты труда, дивиденды, все виды процентов, материальная помощь и т.д., и т.д.);
На рисунке контур потребления - желтый.
Таблица эмоциональных ассоциаций закрепляет за этим цветом – оптимизм, радость, возвышенность, надежду, спокойствие и уверенность.
Обычно желтый цвет используют там, где требуется повысить внимание человека перед предстоящим действием.
Контур внешней торговли - особый контур, имеющий финансовую связь с «враждебным» внешним миром.
Именно поэтому на рисунке этот контур окрашен в красный цвет – цвет опасности и гнева.
Правда, с другой стороны, красный цвет ассоциируется с активностью, радостью и энергией.
В этом элементе «скрыт» внешний источник динамичного развития экономики Узбекистана – новые технологии и оборудование, современные материалы, идеи и НОУ-ХАУ.
Государству желательно установить особый контроль над процессами, протекающими в этом контуре, по двум основным причинам:
Первая причина этого заключается в том, что это не замкнутый, а разомкнутый контур.
Деньги (активы) из этого контура могут «спокойно утекать и не возвращаться»... Другими словами это «бермудский треугольник», способный «пожрать» все достижения отечественной экономики.
Вторая причина - эмиссионный центр свободно конвертируемой валюты (СКВ) находится вне компетенции финансовых органов Узбекистана. А это значит, что отсутствие контроля в этом контуре – может привести к потере экономического суверенитета Государства.
Многочисленные, примеры тому на пространстве СНГ хорошо видны невооруженным глазом.
С учетом вышеуказанной специфики предлагается:
- административными мерами обеспечить баланс фактических объемов притока (экспорт) и оттока (импорт) валюты в каждом календарном периоде (причем, чем «агрессивней» разрыв баланса, тем короче должен быть календарный период – квартал, месяц, декада, неделя);
- организовать двойное налоговое регулирование протекающих в контуре процессов, дополнив группу налогов на импорт и экспорт товаров налогом Тобина.
- Контур производства - уровень совокупной налого-вой нагрузки низкий (льготный);
- Переход денежных средств из контура производства в контур потребления - уровень совокупной налоговой нагрузки средний.
- Контур внешней торговли - уровень совокупной налоговой нагрузки высокий, по отдельным позициям импорта «запретительно высокий». Желательно дополнить группу налогов данного контура налогом Тобина.
- налоговая система замкнута (исключение контур внешней торговли);
- система имеет всего 4 элемента регулировки (1, 2, 3, 4);.
- вопросы контроля, регулировки и достижения устойчивости требуют дополнительной проработки (проблема – отсутствие фактического статистического материала).
- алгоритм автоматического саморегулирования системы может быть рассмотрен только после решения задачи по предыдущему пункту.
Ну, а теперь - о величине совокупных налоговых нагрузок контуров.
Если Узбекистан планирует развивать отечественное товарное производство и на этой базе создавать новые современные рабочие места, то налоговую нагрузку по контурам желательно установить по следующему алгоритму:
Основная функция налога регулирующая. Уровень налога определяется балансом совокупной стоимости товаров, поступающих в календарном периоде в контур потребления и объемом денежных средств, поступающих в распоряжение населения в этом же календарном периоде.
И последнее – о налоговых «краниках»…
Вопросы контроля, управления и балансировки налоговой системы требуют отдельного разговора. В связи с этим отметим только следующее:
На сегодня, однако, все…
Редакция планирует продолжить разговор о предстоящей реформе...
Ждем ваших интересных детских рисунков и задачек…
Желаем всем хороших и легких налогов…
Григорий Зомерфрайнд
Опубликована статья в газете "Частный Сектор" в №23 от 7 июня 2018г.