Меню
Семь раз отмерь...
12 апреля 2018
Семь раз отмерь... Неумолимо бежит время

Пролетели незаметно две недели с момента публикации материалов, связанных с реформой налоговой системы (Источник - xreform.regulation.gov.uz).

Однако, вопрос настолько важен, что бизнес-сообщество продолжает горячо обсуждать эту тему.

Сегодня стоит непростая задача - не только внедрить новую современную налоговую систему, но и обеспечить формирование полноценного Государственного бюджета.

Для того, чтобы реформа была успешной не грех вспомнить старую народную мудрость: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».

А можно ли, провести реформу так, что бы и «волки были сыты и овцы целы»? Расчеты показывают, что да…

Предложенная разработчиками Концепция отменяет ряд налогов и обязательных платежей, но значительно расширяет круг плательщиков НДС.

Ну что ж - НДС прекрасный налог. Только для кого?

Для «метрополии», которая выжимает все соки из своих «экономических колоний»? Наберите в поисковике запрос - «НДС - колониальный налог» и узнаете много интересного…

Глубинная суть НДС заключается в том, что практически вся сумма налога, сформированная в стране экспортера («колонии»), переносится в страну импортера, формируя государственный бюджет «метрополии».

То есть страна, в которой практически никто и пальцем о палец не ударил для того, чтобы произвести товар, «на законных основаниях» направляет в свой бюджет всю сумму НДС «просто начисленную» при ввозе товара на свою таможенную территорию.

В своей основе алгоритм исчисления НДС несложен. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях…

Льготы и различные ставки, необходимость оформления и учета счет-фактур при каждом движении сырья, материалов и товара, частичный возврат НДС по экспортируемой продукции, значительно усложняют ведение достоверного налогового учета. Применение НДС требует более высокой квалификации персонала, а это значит более высоких издержек бизнеса.

Налог с оборота, по сравнению с НДС, крайне легко администрировать. Установив кассовый метод исчисления данного налога, уже сегодня в Узбекистане можно освободить всех налогоплательщиков от каких-либо расчетов и платежей, передав эти функции обслуживающим банкам. Указанная практика хорошо себя зарекомендовала при исчислении и уплате единого налогового платежа для предприятии торговли и общественного питания.

Современный уровень развития системы электронных платежей позволяет за сравнительно короткое время cнизить долю наличного денежного оборота в Узбекистане до уровня Бельгии или Франции. А это, в свою очередь, позволит повысить уровень собираемости налога с оборота до 90 - 95%.

Другим важным достоинством налога является то, что этот налог стимулирует создание завершенных технологических цепочек, позволяющих реализовать потребителю конечный продукт. То есть, налог с оборота экономически «выдавливает» всех «посредников», которые на практике не участвуют в формировании добавленной стоимости. Достойные примеры отсутствия НДС в налоговых системах в мировой практике уже есть - США, Канада, Япония…

И еще одно предложение.

Предлагается все налоги и обязательные платежи встроить в трехконтурную систему денежного обращения:
Контур производства;
• Контур потребления;
• Контур внешней торговли.

Основную налоговую нагрузку в Контуре производства будет нести налог с оборота. При этом вспомогательная роль отводится акцизным и ресурсным налогам.

Акцизные налоги призваны изымать в бюджет сверхдоходы, генерируемые в сфере производства подакцизных товаров, а группа ресурсных налогов - заставит бизнес экономить природные ресурсы.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) начисляется момент перетока денежных средств из Контура производства в Контур потребления. Уровень изъятия этого налога, с одной стороны, ограничивает инфляцию в контуре потребления, а с другой - формирует достаточный потребительский спрос. Другая важная задача НДФЛ прекратить переток денежных средств из Контура производства в Контур внешней торговли.

Основная задача Контура внешней торговли - защитить отечественный рынок от агрессивной международной финансовой и товарной экспансии.

В этом контуре предлагается сохранить НДС на импорт и действующую в настоящий момент систему акцизов и таможенных пошлин.

Порядок проведения валютных операций должен жестко ограничивать валютные спекуляции и стимулировать портфельные инвестиции.

Реализация предложенных мер позволит:
• Сформировать простую, эффективную и легко администрируемую налоговую систему;
• Экономически стимулировать организацию, расширение и модернизацию бизнеса при минимальном потреблении трудовых и природных ресурсов;
• Ограничить и легко регулировать, используя налоговую систему, перетек денежных средств из Контура производства в Контуры потребления и
внешней торговли.

Оценочный расчет доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан

Исходные данные:
1. Единый налоговый платеж (налог с оборота) - уплачивают все налогоплательщики по ставке 10 %.
2. НДС на импорт - ставка 25 %.
3. Все остальные налоги и обязательные платежи проиндексированы с коэффициентом 1,25.

Наименование Действующий бюджет Концепция Отклонение
млрд.сум % млрд.сум % млрд.сум %
Налог на прибыль 2 511 2,7 0 0,0 -2511 -100,0
Единый налог/налог с оборота 4 017 4,3 29 060 30,2 25 043 623,4
Налог на доход физических лиц 5 199 5,5 6 499 6,8 1 300 25,0
Вмененный налог 1 078 1,2 1 348 1,4 270 25,0
Прямые налоги всего 12 805 13,7 36 906 38,3 24 101 188,2
НДС/НДС на импорт 22 019 23,5 26 650 27,7 4 631 21,0
Акцизы 8 344 8,9 10 430 10,8 2 086 25,0
Таможенная пошлина 1 415 1,5 1 769 1,8 354 25,0
Налог на бензин, дизтопливо, газ 1 323 1,4 1 654 1,7 331 25,0
Плата за абонентский номер 303 0,3 379 0,4 76 25,0
Косенные налоги всего 33 404 35,7 40 881 42,5 7 477 22,4
Налог на имущество 2 159 2,3 2 699 2,8 540 25,0
Земельный налог 1 267 1,4 1 584 1,6 317 25,0
Налог на недра 6 203 6,6 7 754 8,1 1 551 25,0
Налог на воду 86 0,1 108 0,1 22 25,0
Ресурсные платежи всего 9 715 10,4 12 144 12,6 2 429 22,4
Прочие доходы 6 306 6,7 6 306 6,6 0 0,0
Доходы всего (без целевых фондов) 62 230 66,4 96 237 100,0 34 007 54,6
Доходы целевых фондов 31 452 33,6 0 0,0 -31 452 -100,0
Доходы всего 93 682 100,0 96 237 100,0 2 555 2,7

Выводы.
В рамках предложенной Концепции:
•  Сформирован бездефицитный Государственный бюджет;
•   Достигнут сравнительно равный уровень налоговой нагрузки для большинства участников внутреннего рынка;
•   Обеспечена защита отечественного рынка от агрессивной экспансии импортных товаров и услуг.

Анализ-прогноз налоговой нагрузки (2018 - 2023 гг.)


Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Ежегодный прирост ВВП, в % 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0
ВВП (трлн. сум) 290,6 313,3 337,7 364,0 392,4 423,0
Ежегодный прирост доходов бюджета, в % 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5
Дохода бюджета (млрд. сум) 93 682 96 961 100 355 103 867 107 502 111 265
Налоговая нагрузка, в % к ВВП 32,2 31,0 29,7 28,5 27,4 26,3

  Примечание: Приведенные расчеты снижения налоговой нагрузки на бизнес выполнены без учета повышения
уровня собираемости налогов.

Зомерфрайнд Григорий
Список статей