12 апреля 2018
Неумолимо бежит время…Пролетели незаметно две недели с момента публикации материалов, связанных с реформой налоговой системы (Источник - xreform.regulation.gov.uz).
Однако, вопрос настолько важен, что бизнес-сообщество продолжает горячо обсуждать эту тему.
Сегодня стоит непростая задача - не только внедрить новую современную налоговую систему, но и обеспечить формирование полноценного Государственного бюджета.
Для того, чтобы реформа была успешной не грех вспомнить старую народную мудрость: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».
А можно ли, провести реформу так, что бы и «волки были сыты и овцы целы»? Расчеты показывают, что да…
Предложенная разработчиками Концепция отменяет ряд налогов и обязательных платежей, но значительно расширяет круг плательщиков НДС.
Ну что ж - НДС прекрасный налог. Только для кого?
Для «метрополии», которая выжимает все соки из своих «экономических колоний»? Наберите в поисковике запрос - «НДС - колониальный налог» и узнаете много интересного…
Глубинная суть НДС заключается в том, что практически вся сумма налога, сформированная в стране экспортера («колонии»), переносится в страну импортера, формируя государственный бюджет «метрополии».
То есть страна, в которой практически никто и пальцем о палец не ударил для того, чтобы произвести товар, «на законных основаниях» направляет в свой бюджет всю сумму НДС «просто начисленную» при ввозе товара на свою таможенную территорию.
В своей основе алгоритм исчисления НДС несложен. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях…
Льготы и различные ставки, необходимость оформления и учета счет-фактур при каждом движении сырья, материалов и товара, частичный возврат НДС по экспортируемой продукции, значительно усложняют ведение достоверного налогового учета. Применение НДС требует более высокой квалификации персонала, а это значит более высоких издержек бизнеса.
Налог с оборота, по сравнению с НДС, крайне легко администрировать. Установив кассовый метод исчисления данного налога, уже сегодня в Узбекистане можно освободить всех налогоплательщиков от каких-либо расчетов и платежей, передав эти функции обслуживающим банкам. Указанная практика хорошо себя зарекомендовала при исчислении и уплате единого налогового платежа для предприятии торговли и общественного питания.
Современный уровень развития системы электронных платежей позволяет за сравнительно короткое время cнизить долю наличного денежного оборота в Узбекистане до уровня Бельгии или Франции. А это, в свою очередь, позволит повысить уровень собираемости налога с оборота до 90 - 95%.
Другим важным достоинством налога является то, что этот налог стимулирует создание завершенных технологических цепочек, позволяющих реализовать потребителю конечный продукт. То есть, налог с оборота экономически «выдавливает» всех «посредников», которые на практике не участвуют в формировании добавленной стоимости. Достойные примеры отсутствия НДС в налоговых системах в мировой практике уже есть - США, Канада, Япония…
И еще одно предложение.
Предлагается все налоги и обязательные платежи встроить в трехконтурную систему денежного обращения:
• Контур производства;
• Контур потребления;
• Контур внешней торговли.
Основную налоговую нагрузку в Контуре производства будет нести налог с оборота. При этом вспомогательная роль отводится акцизным и ресурсным налогам.
Акцизные налоги призваны изымать в бюджет сверхдоходы, генерируемые в сфере производства подакцизных товаров, а группа ресурсных налогов - заставит бизнес экономить природные ресурсы.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) начисляется момент перетока денежных средств из Контура производства в Контур потребления. Уровень изъятия этого налога, с одной стороны, ограничивает инфляцию в контуре потребления, а с другой - формирует достаточный потребительский спрос. Другая важная задача НДФЛ прекратить переток денежных средств из Контура производства в Контур внешней торговли.
Основная задача Контура внешней торговли - защитить отечественный рынок от агрессивной международной финансовой и товарной экспансии.
В этом контуре предлагается сохранить НДС на импорт и действующую в настоящий момент систему акцизов и таможенных пошлин.
Порядок проведения валютных операций должен жестко ограничивать валютные спекуляции и стимулировать портфельные инвестиции.
Реализация предложенных мер позволит:
• Сформировать простую, эффективную и легко администрируемую налоговую систему;
• Экономически стимулировать организацию, расширение и модернизацию бизнеса при минимальном потреблении трудовых и природных ресурсов;
• Ограничить и легко регулировать, используя налоговую систему, перетек денежных средств из Контура производства в Контуры потребления и
внешней торговли.
Оценочный расчет доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан
Исходные данные:1. Единый налоговый платеж (налог с оборота) - уплачивают все налогоплательщики по ставке 10 %.
2. НДС на импорт - ставка 25 %.
3. Все остальные налоги и обязательные платежи проиндексированы с коэффициентом 1,25.
Наименование | Действующий бюджет | Концепция | Отклонение | |||
---|---|---|---|---|---|---|
млрд.сум | % | млрд.сум | % | млрд.сум | % | |
Налог на прибыль | 2 511 | 2,7 | 0 | 0,0 | -2511 | -100,0 |
Единый налог/налог с оборота | 4 017 | 4,3 | 29 060 | 30,2 | 25 043 | 623,4 |
Налог на доход физических лиц | 5 199 | 5,5 | 6 499 | 6,8 | 1 300 | 25,0 |
Вмененный налог | 1 078 | 1,2 | 1 348 | 1,4 | 270 | 25,0 |
Прямые налоги всего | 12 805 | 13,7 | 36 906 | 38,3 | 24 101 | 188,2 |
НДС/НДС на импорт | 22 019 | 23,5 | 26 650 | 27,7 | 4 631 | 21,0 |
Акцизы | 8 344 | 8,9 | 10 430 | 10,8 | 2 086 | 25,0 |
Таможенная пошлина | 1 415 | 1,5 | 1 769 | 1,8 | 354 | 25,0 |
Налог на бензин, дизтопливо, газ | 1 323 | 1,4 | 1 654 | 1,7 | 331 | 25,0 |
Плата за абонентский номер | 303 | 0,3 | 379 | 0,4 | 76 | 25,0 |
Косенные налоги всего | 33 404 | 35,7 | 40 881 | 42,5 | 7 477 | 22,4 |
Налог на имущество | 2 159 | 2,3 | 2 699 | 2,8 | 540 | 25,0 |
Земельный налог | 1 267 | 1,4 | 1 584 | 1,6 | 317 | 25,0 |
Налог на недра | 6 203 | 6,6 | 7 754 | 8,1 | 1 551 | 25,0 |
Налог на воду | 86 | 0,1 | 108 | 0,1 | 22 | 25,0 |
Ресурсные платежи всего | 9 715 | 10,4 | 12 144 | 12,6 | 2 429 | 22,4 |
Прочие доходы | 6 306 | 6,7 | 6 306 | 6,6 | 0 | 0,0 |
Доходы всего (без целевых фондов) | 62 230 | 66,4 | 96 237 | 100,0 | 34 007 | 54,6 |
Доходы целевых фондов | 31 452 | 33,6 | 0 | 0,0 | -31 452 | -100,0 |
Доходы всего | 93 682 | 100,0 | 96 237 | 100,0 | 2 555 | 2,7 |
Выводы.
В рамках предложенной Концепции:
• Сформирован бездефицитный Государственный бюджет;
• Достигнут сравнительно равный уровень налоговой нагрузки для большинства участников внутреннего рынка;
• Обеспечена защита отечественного рынка от агрессивной экспансии импортных товаров и услуг.
Анализ-прогноз налоговой нагрузки (2018 - 2023 гг.)
Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|---|---|---|
Ежегодный прирост ВВП, в % | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | |
ВВП (трлн. сум) | 290,6 | 313,3 | 337,7 | 364,0 | 392,4 | 423,0 |
Ежегодный прирост доходов бюджета, в % | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
Дохода бюджета (млрд. сум) | 93 682 | 96 961 | 100 355 | 103 867 | 107 502 | 111 265 |
Налоговая нагрузка, в % к ВВП | 32,2 | 31,0 | 29,7 | 28,5 | 27,4 | 26,3 |
Примечание: Приведенные расчеты снижения налоговой нагрузки на бизнес выполнены без учета повышения
уровня собираемости налогов.
Зомерфрайнд Григорий