
Широко известно, что законодательной основой проводимых в Узбекистане реформ является Указ Президента «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». (подробнее здесь).
Одним из 5 основных направлений развития страны до 2021 года является развитие социальной сферы.
Думаю, что именно по этой причине вопрос «…Риск большого дефицита бюджета при одновременном снижении налоговой нагрузки…» поставлен в публикации экономического обозревателя господина Абдуллаева Ж. на первое место (см. газету НТВ № 20 от 15 мая 2018 года или здесь).
Реформа реформой, а задачи, поставленные Президентом, еще никто не отменял. Абдуллаев Ж. в свой статье приводит оценку дефицита государственного бюджета. По его оценке он составит 17–20 трлн. сум. или 20–25 %.
Другой, вполне заслуживающий доверия эксперт, господин Абдукадыров А., оценивает возможный дефицит бюджета при реализации положений Концепции в 10 % от ВВП, то есть в районе 30 трлн. сум (смотреть здесь)
При обсуждении публикации, в комментариях, звучали другие оценки… Но, к сожалению, без каких-либо цифр.
Так где же истина?
Как оценить размер рисков предложенной реформы?
Так как контрольные цифры 2019 года еще никому не известны, можно попытаться смоделировать ситуацию на примере 2018 года. В этом случае для проведения оценочных расчетов достаточно взять за основу два широко известных документа - Государственный бюджет Узбекистана на 2018 год и Концепцию НАПУ.
Сравнительный анализ
Наименование налога | Действующий НК | Концепция | Отклонение | |||
---|---|---|---|---|---|---|
млрд. сум | % | млрд. сум | % | млрд. сум | % | |
Налог на прибыль | 2 511 | 2,7 | 0 | 0,0 | -2 511 | -100,0 |
Единый налоговый платеж | 4 017 | 4,3 | 0 | 0,0 | -4 017 | -100,0 |
Налог на доходы физлиц | 5 199 | 5,5 | 10 398 | 16,3 | 5 199 | 100,0 |
Вмененный налог | 1 078 | 1,2 | 1 078 | 1,7 | 0 | 0,0 |
Прямые налоги всего | 12 805 | 13,7 | 11 476 | 18,0 | -1329 | -10,4 |
НДС | 22 019 | 23,5 | 21 245 | 33,4 | -774 | -3,5 |
Акцизы | 8 344 | 8,9 | 8 344 | 13,1 | 0 | 0,0 |
Таможенная пошлина | 1 415 | 1,5 | 1 415 | 2,2 | 0 | 0,0 |
Налог на бензин | 1 323 | 1,4 | 1 323 | 2,1 | 0 | 0,0 |
Плата за абонентский номер | 303 | 0,3 | 303 | 0,5 | 0 | 0,0 |
Косвенные налоги всего | 33 404 | 35,7 | 32 630 | 51,3 | -774 | -2,3 |
Налог на имущество | 2 159 | 2,3 | 4 318 | 6,8 | 2 159 | 100,0 |
Земельный налог | 1 267 | 1,4 | 2 534 | 4,0 | 1 267 | 100,0 |
Налог на недра | 6 203 | 6,6 | 6 230 | 9,7 | 0 | 0,0 |
Налог на воду | 86 | 0,1 | 172 | 0,3 | 86 | 100,0 |
Ресурсные платежи всего | 9 715 | 10,4 | 13 227 | 20,8 | 3 512 | 36,2 |
Прочие доходы | 6 306 | 6,7 | 6 306 | 9,9 | 0 | 0,0 |
Доходы всего (без ЦФ) | 62 230 | 66,4 | 63 639 | 100,0 | 1 409 | 2,3 |
Доходы целевых фондов | 31 452 | 33,6 | 0 | 0 | -31 452 | -100,0 |
Доходы всего | 93 682 | 100,0 | 63 639 | 100,0 | -30 043 | -32,1 |
-
Комментарии к расчету:
- Концепция предусматривает отмену налога на прибыль. Предложение зафиксировано…
- Концепция предусматривает сокращение количества субъектов малого бизнеса.
В рамках расчета предлагается просто «заставить» все малые предприятия платить НДС. - все субъекты стали платить НДС по ставке 12 %;
- субъектов малого бизнеса вообще больше нет.
- Предположим налог на доходы физических лиц (НДФЛ) даст бюджету доход в 2 раза больше за счет изменения ставки и расширения круга налогоплательщиков.
- Предположим вмененный налог, акцизы, таможенные пошлины, налог на бензин, плата за абонентский номер, налог на недра и прочие доходы останутся без изменения.
- Налог на имущество, земельный налог и налог на воду предлагается увеличить в 2 раза за счет расширения круга налогоплательщиков.
-
Условия расчета:
Расчет прогнозируемой величины НДС по ставке 12 % для предприятий с общей системой налогообложения: 22 019 * 12 / 20 = 13 211.
Расчет прогнозируемой величина поступления от НДС от малого бизнеса выполнен из предположения, что налоговая нагрузка на малый бизнес по сравнению с налоговой нагрузкой от ЕНП увеличится в 2 раза: 4 017 * 2 = 8 034.
Доходы бюджета от НДС всего 13 211 + 8 034 = 21 245.
Если кто-либо считает, что алгоритм расчета по какому-либо из налогов и обязательных платежей выбран неправильно, то он может предложить свое видение и уточнить эти расчеты.
Ну, вот и все…
Подведем черту.
Расчетный дефицит 30 043 млрд. сум. или 32,1 %.
-
Выводы:
- Оценки экспертов Абдукадырова А. и Абдуллаева Ж. близки к расчетным.
- Оппоненты, утверждающие, что приведенные оценки возможного дефицита бюджета в размере 20 – 30 трлн. сум (20 – 30 % бюджета) «крайне завышены», возможно, обладают какой-либо информацией и статистикой, отсутствующей в открытом доступе.
- Если вывод по Пункту 2 не имеет оснований, то надо «крепко думать» как проводить заявленные реформы.
В любом случае, реформы проводить надо.
Просто предлагается не спешить, еще раз все взвесить и привлечь к решению этого вопроса специалистов в этой области, которые уже один раз эту задачу решали в более сложных экономических условиях при подготовке «Чрезвычайных бюджетов Республики Узбекистан» в 1991 – 1992 годах.
Думаю, что все согласны с тем, что устранить проблемы на этапе проектирования намного легче, чем, затем, в условиях «жесткого дефицита затыкать дыры».
Желаю всем хороших и легких налогов…
Григорий Зомерфрайнд.
Опубликована статья в газете "Частный Сектор" в №24 от 14 июня 2018г.