Что это за организация?
Какие задачи она решает?
Чьи интересы представляет?
В канун окончания Второй мировой войны (1 июля 1944 года) представители 44 стран собрались на Бреттон-Вудскую конференцию. Цель конференции - решить вопрос финансового устройства послевоенного мира.
Американцы предложили, на первый взгляд, простую и изящную систему:
- Доллар жестко привязывается к золоту (35 долларов за тройскую унцию).
- Все остальные валюты фиксируют курсы к доллару.
- Страны не могут менять курсы своих валют более чем плюс-минус 0,75% от установленной величины.
В этих условиях доллар, обеспеченный золотом, фактически стал единственной мировой резервной валютой.
Справка - по состоянию на 1944 год на территории США находилось 21 800 тонн золота (более 70% мирового запаса).
Правительства стран, подписавших и ратифицировавших соглашение, частично теряли свой финансовый суверенитет - они имели право выпускать в оборот ровно столько собственных денег, сколько их центральные банки имели мировой резервной валюты (американских долларов). В свою очередь количество долларов в обороте ограничивалось золотым запасом США. Вашингтон в обмен на ратификацию обещал предоставить кредиты на восстановление экономик разрушенных войной.
На конференции были утверждены:
- Международный валютный фонд (МВФ).
- Всемирный банк (ВБ).
- Всемирная торговая организация (ВТО).
Основная задача МВФ - поддержание фиксированных курсов валют по отношению к доллару. Это было логично... И если какая-то страна испытывала финансовые трудности, то для стабилизации её экономики можно было временно использовать финансовые резервы МВФ.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!!!
Как известно в 1978 году Бреттон-Вудская система потерпела крах. США не выполнили принятых на себя обязательств и выпустили в оборот значительное количество ничем не обеспеченных долларов. Мировой лидер просто объявил дефолт и отказался обменивать выпущенные им в обращение деньги на золото. Система фиксированных валютных курсов рухнула, а эпоха «золотого стандарта» была объявлена анахронизмом, атавизмом, «нецивилизованной отрыжкой».
Чем объяснить крах Бреттон-Вудской системы?
Действиями финансовых властей США. Выпуская в оборот практически ничем не обеспеченные доллары, они нарушили фундаментальный закон природы - закон сохранения - ничто не исчезает в никуда и не появляется из ничего. Этот закон удалось доказать Ломоносову и ещё никто в мире его не опроверг. Деньги из воздуха, капитал из ничего - в условиях Мировой экономики, конечной по своей сути - это путь в никуда…
Такое поведение США называется просто - финансовое мошенничество… Мир «утёрся» и вынужден был перейти к новой финансовой системе плавающих валютных курсов (Ямайской системе).
А что же случилось с МВФ?
В рамках Ямайской финансовой системы любая страна, у которой возникали финансовые проблемы, могла теперь просто свободно девальвировать свою валюту… Обладая значительными финансовыми ресурсами и влиянием, МВФ не позволил себя ликвидировать, выжил, приспособился к новым условиям и придумал (с помощью умных людей) для себя новую задачу - обещать всем развивающимся странам, не входящим в число «золотого миллиарда», как говорят в Одессе «сделать хорошо».
Обещать, еще не значит жениться… А что такое «хорошо», решаю те, кто имеет «контрольный пакет» в МВФ.
Часто возникает вопрос - почему МВФ занимается вопросами цен на энергоносители, приватизацией или национализацией, избирательным и пенсионным законодательством, налогообложением и дефицитом бюджета, борется с коррупцией и т.д. и т.п. Как известно, первоначально никто такие задачи перед МВФ не ставил.
Сегодня Фонд, благодаря своим основным донорам, превратился в крупнейшую международную финансовую организацию, генерирующую и выдающую мировые деньги. А если это просто банк, то он не только должен всё знать о заёмщике, но иметь реальную возможность истребовать выданные кредиты и проценты по ним. При этом, в конечном счете, неважно, как себя чувствует «больной» - главное, он не должен «умереть» до полного возврата денег.
Печальных примеров «активной помощи» фонда развивающимся странам более чем достаточно: Греция, Пакистан, Аргентина, Сомали, Мексика…
Последний пример - Украина.
Одним из самых острых критиков МВФ является лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц.
Он говорит: "Приватизация, рыночная либерализация, фискальная экономика - вот три столпа, на которых держится политика МВФ, Все остальное, по мнению МВФ, должна доделать «невидимая рука рынка»".
Именно в силе этой невидимой руки сомневается Стиглиц: "Я изучил провалы в деятельности, как рыночного механизма, так и государства и не был столь наивен, чтобы полагать, что последнее может исправить все недостатки функционирования рынков. Однако я не был и таким глупцом, чтобы считать, что рынки способны сами решить все социальные проблемы."
В противовес «рыночным фундаменталистам», он выдвинул концепцию «вторичного изобретения государства».
Другой нобелевский лауреат, Милтон Фридман, говорит, что приватизация не должна становиться самоцелью. И приводит в пример Китай, который не последовал советам МВФ, а выбрал свой путь, поставив на первый план увеличение количества рабочих мест, а не приватизацию. Несмотря на то, что сельскохозяйственные угодья в этой стране до сих пор не перешли в частную собственность, уровень иностранных инвестиций и экономика уже длительное время растут быстрыми темпами.
Подавляющее число неудач программ помощи МВФ связано с одним фактором - некомпетентностью. Причём взаимной. С одной стороны, эксперты фонда предлагали меры, которые теоретически эффективны и даже помогали кому-то, но не учитывали особенностей конкретной страны. С другой стороны, власти страны, остро нуждающиеся в деньгах, готовы были брать их на любых условиях, не учитывая рисков.
Более того, о рисках часто вообще не думают.
Основная задача - заполучить средства, быстро их «распилить», а долги повесить на государство. Вывод - в «жарких» объятиях МВФ может выжить только сильная страна, финансово не зависящая от Фонда.
Узбекистану до настоящего времени удавалось решать эту задачу...
Григорий Зомерфрайнд
Опубликована статья в газете Частный Сектор в № 52 от 27 декабря 2018г.