Спасение утопающих - дело рук самих утопающих…
6 Июня 2018
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих…

Серия публикаций «Проводить реформу надо!». Часть 2.

«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме».
Альберт Эйнштейн.

Уже более месяца в рядах предпринимателей витает слух – «НАПУ готовит новую редакцию Концепции налоговой реформы. В этом документе планируется учесть предложения и замечания, поступившие от налогоплательщиков»

Время летит и уже приближается тот час «Х», который установил Президент для представления нового Налогового кодекса. Скорее всего - никакой новой редакции Концепции уже не будет…

В этой ситуации предлагается еще раз внимательно и подробно рассмотреть «алмаз» в виде Проекта Концепции реформы налогового законодательства, предложенный НАПУ, и попытаться его «огранить».

К работе по «огранке» приглашаются все желающие.

Глядишь и, однажды, ранним весенним (летним) утром «заиграет наш бриллиант красивыми и неповторимыми гранями», свершится чудо, и мы все сможем «весело платить хорошие и легкие налоги»…

Меня часто с укором спрашивают «Послушай, ты такой большой, а в сказки веришь?!».

И приходиться мне покорно отвечать «Да, верю! А вдруг? Чем черт не шутит?!».

Итак – вперед к работе по «огранке нашего алмаза»!..

Предлагается работу, как всегда, начать с простого детского рисунка:

Три контура денежного обращения

По мнению Редакции, рисунок отражает подход НАПУ к реформе налоговой системы.

Если кто не согласен с рисунком – нарисуйте свой и не мешайте нам любоваться нашим…

На рисунке важно все:

  • где расположен тот или иной элемент системы;
  • как элементы между собой связаны;
  • куда движутся финансовые потоки (стрелочки);
  • цвет имеет конкретный элемент системы.

На рисунке главное, конечно же, Государственный бюджет.

Элемент, изображающий бюджет, размещен в верхней части.

Почему именно в верхней?

Потому, что поднимать что-либо всегда тяжелее, чем опускать.

Всем налогоплательщикам Узбекистана придется изрядно попотеть в текущем году для того, чтобы полностью наполнить Государственный бюджет деньгами (93,0 трлн сумов – это вам не шутки).

Бюджет изображен белым. Белый цвет ассоциируется у людей с чистым, светлым, идеальным и символизирует все хорошее и позитивное.

Мнение Редакции - только бездефицитный бюджет может быть надежной экономической основой для успешного завершения всех задуманных и уже реализуемых в Узбекистане реформ.

НАПУ предлагает «зажечь зеленый свет развитию экономики» минимизировав налоговую нагрузку реального сектора.

В частности планируется в контуре производства:

  • отменить налог на прибыль,
  • снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС),
  • практически отменить все оборотные платежи с выручки,
  • изменить алгоритм исчисления отдельных ресурсных налогов и платежей.

На рисунке контур производства - зеленый.

Таблица эмоциональных ассоциаций закрепляет за этим цветом – надежду, спокойствие и уверенность.

Для того, что бы деньги не «утекали» из контура производства в контур потребления НАПУ предлагает ввести единый для всех физических лиц по всем видам доходов налог в размере 25%.

Мнение Редакции: «Это уникальный налог. Обещали, что этот налог будет взиматься при любом переходе финансовых средств из контура производства в контур потребления. В противном случае - деньги «потекут» по линии наименьшего сопротивления, «размывая возведенную налоговую плотину».

Предлагаемый НАПУ налог позволяет кардинально и эффективно решить целый пласт существующих проблем:

  • сформировать справедливую систему налогообложения физических лиц;
  • практически ликвидировать схему «серых зарплат»;
  • сократить неконтролируемый вывод активов (капитала) из контура производства за рубеж, используя для этого «черный» рынок конвертации.

Анализ соотношения численности трудоспособного населения (12 млн человек) и уплачивающих в настоящее время НДФЛ (5 млн человек) указывает на то, что при успешном администрировании у налога имеются значительные фискальные резервы.

И все же основная функция этого налога не фискальная, а - регулирующая.

Именно этот налог может сбалансировать совокупную стоимость товаров потребления, а объем денежных средств, имеющихся «на руках» населения.

Другими словами, этот налог может легко «обуздать» или «стимулировать» инфляцию в контуре потребления, а это значит сравнительно легко создать алгоритм регулирования отечественного товарного рынка.

В медийном пространстве очень много предложений по этому налогу.

Попробуем сформулировать еще одно.

Предлагаем посмотреть на этот налог с необычной стороны и:

  • исключить его из налоговой системы Узбекистана;
  • ввести в налоговую систему единый налог на выплаты физическим лицам у источника выплат (ЕНИВ);
  • установить, что плательщиками налога являются все хозяйствующие субъекты, включая частных предпринимателей;
  • установить, что объектом налогообложения налога являются все виды выплат в пользу физических лиц по всем видам доходов (фонд оплаты труда, дивиденды, все виды процентов, материальная помощь и т.д., и т.д.);

На рисунке контур потребления - желтый.

Таблица эмоциональных ассоциаций закрепляет за этим цветом – оптимизм, радость, возвышенность, надежду, спокойствие и уверенность.

Обычно желтый цвет используют там, где требуется повысить внимание человека перед предстоящим действием.

Контур внешней торговли - особый контур, имеющий финансовую связь с «враждебным» внешним миром.

Именно поэтому на рисунке этот контур окрашен в красный цвет – цвет опасности и гнева.

Правда, с другой стороны, красный цвет ассоциируется с активностью, радостью и энергией.

В этом элементе «скрыт» внешний источник динамичного развития экономики Узбекистана – новые технологии и оборудование, современные материалы, идеи и НОУ-ХАУ.

Государству желательно установить особый контроль над процессами, протекающими в этом контуре, по двум основным причинам:

Первая причина этого заключается в том, что это не замкнутый, а разомкнутый контур.

Деньги (активы) из этого контура могут «спокойно утекать и не возвращаться»... Другими словами это «бермудский треугольник», способный «пожрать» все достижения отечественной экономики.

Вторая причина - эмиссионный центр свободно конвертируемой валюты (СКВ) находится вне компетенции финансовых органов Узбекистана. А это значит, что отсутствие контроля в этом контуре – может привести к потере экономического суверенитета Государства.

Многочисленные, примеры тому на пространстве СНГ хорошо видны невооруженным глазом.

С учетом вышеуказанной специфики предлагается:

  • административными мерами обеспечить баланс фактических объемов притока (экспорт) и оттока (импорт) валюты в каждом календарном периоде (причем, чем «агрессивней» разрыв баланса, тем короче должен быть календарный период – квартал, месяц, декада, неделя);
  • организовать двойное налоговое регулирование протекающих в контуре процессов, дополнив группу налогов на импорт и экспорт товаров налогом Тобина.
  • Ну, а теперь - о величине совокупных налоговых нагрузок контуров.

    Если Узбекистан планирует развивать отечественное товарное производство и на этой базе создавать новые современные рабочие места, то налоговую нагрузку по контурам желательно установить по следующему алгоритму:

  • Контур производства - уровень совокупной налого-вой нагрузки низкий (льготный);
  • Переход денежных средств из контура производства в контур потребления - уровень совокупной налоговой нагрузки средний.
  • Основная функция налога регулирующая. Уровень налога определяется балансом совокупной стоимости товаров, поступающих в календарном периоде в контур потребления и объемом денежных средств, поступающих в распоряжение населения в этом же календарном периоде.

  • Контур внешней торговли - уровень совокупной налоговой нагрузки высокий, по отдельным позициям импорта «запретительно высокий». Желательно дополнить группу налогов данного контура налогом Тобина.
  • И последнее – о налоговых «краниках»…

    Вопросы контроля, управления и балансировки налоговой системы требуют отдельного разговора. В связи с этим отметим только следующее:

  • налоговая система замкнута (исключение контур внешней торговли);
  • система имеет всего 4 элемента регулировки (1, 2, 3, 4);.
  • вопросы контроля, регулировки и достижения устойчивости требуют дополнительной проработки (проблема – отсутствие фактического статистического материала).
  • алгоритм автоматического саморегулирования системы может быть рассмотрен только после решения задачи по предыдущему пункту.

На сегодня, однако, все…

Редакция планирует продолжить разговор о предстоящей реформе...

Ждем ваших интересных детских рисунков и задачек…

Желаем всем хороших и легких налогов…
Григорий Зомерфрайнд

Опубликована статья в газете "Частный Сектор" в №23 от 7 июня 2018г.

Список статей