Дефицит бюджета – кто же прав?
11 Июня 2018
Дефицит бюджета – кто же прав?
Широко известно, что законодательной основой проводимых в Узбекистане реформ является Указ Президента «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». (подробнее здесь).

Одним из 5 основных направлений развития страны до 2021 года является развитие социальной сферы.

Думаю, что именно по этой причине вопрос «…Риск большого дефицита бюджета при одновременном снижении налоговой нагрузки…» поставлен в публикации экономического обозревателя господина Абдуллаева Ж. на первое место (см. газету НТВ № 20 от 15 мая 2018 года или здесь).

Реформа реформой, а задачи, поставленные Президентом, еще никто не отменял. Абдуллаев Ж. в свой статье приводит оценку дефицита государственного бюджета. По его оценке он составит 17–20 трлн. сум. или 20–25 %.

Другой, вполне заслуживающий доверия эксперт, господин Абдукадыров А., оценивает возможный дефицит бюджета при реализации положений Концепции в 10 % от ВВП, то есть в районе 30 трлн. сум (смотреть здесь)

При обсуждении публикации, в комментариях, звучали другие оценки… Но, к сожалению, без каких-либо цифр.

Так где же истина?
Как оценить размер рисков предложенной реформы?

Так как контрольные цифры 2019 года еще никому не известны, можно попытаться смоделировать ситуацию на примере 2018 года. В этом случае для проведения оценочных расчетов достаточно взять за основу два широко известных документа - Государственный бюджет Узбекистана на 2018 год и Концепцию НАПУ.

Сравнительный анализ

Наименование налога Действующий НК Концепция Отклонение
млрд. сум % млрд. сум % млрд. сум %
Налог на прибыль 2 511 2,7 0 0,0 -2 511 -100,0
Единый налоговый платеж 4 017 4,3 0 0,0 -4 017 -100,0
Налог на доходы физлиц 5 199 5,5 10 398 16,3 5 199 100,0
Вмененный налог 1 078 1,2 1 078 1,7 0 0,0
Прямые налоги всего 12 805 13,7 11 476 18,0 -1329 -10,4
НДС 22 019 23,5 21 245 33,4 -774 -3,5
Акцизы 8 344 8,9 8 344 13,1 0 0,0
Таможенная пошлина 1 415 1,5 1 415 2,2 0 0,0
Налог на бензин 1 323 1,4 1 323 2,1 0 0,0
Плата за абонентский номер 303 0,3 303 0,5 0 0,0
Косвенные налоги всего 33 404 35,7 32 630 51,3 -774 -2,3
Налог на имущество 2 159 2,3 4 318 6,8 2 159 100,0
Земельный налог 1 267 1,4 2 534 4,0 1 267 100,0
Налог на недра 6 203 6,6 6 230 9,7 0 0,0
Налог на воду 86 0,1 172 0,3 86 100,0
Ресурсные платежи всего 9 715 10,4 13 227 20,8 3 512 36,2
Прочие доходы 6 306 6,7 6 306 9,9 0 0,0
Доходы всего (без ЦФ) 62 230 66,4 63 639 100,0 1 409 2,3
Доходы целевых фондов 31 452 33,6 0 0 -31 452 -100,0
Доходы всего 93 682 100,0 63 639 100,0 -30 043 -32,1
    Комментарии к расчету:
  1. Концепция предусматривает отмену налога на прибыль. Предложение зафиксировано…
  2. Концепция предусматривает сокращение количества субъектов малого бизнеса.
    В рамках расчета предлагается просто «заставить» все малые предприятия платить НДС.
    • Условия расчета:
    • все субъекты стали платить НДС по ставке 12 %;
    • субъектов малого бизнеса вообще больше нет.

    Расчет прогнозируемой величины НДС по ставке 12 % для предприятий с общей системой налогообложения: 22 019 * 12 / 20 = 13 211.
    Расчет прогнозируемой величина поступления от НДС от малого бизнеса выполнен из предположения, что налоговая нагрузка на малый бизнес по сравнению с налоговой нагрузкой от ЕНП увеличится в 2 раза: 4 017 * 2 = 8 034.
    Доходы бюджета от НДС всего 13 211 + 8 034 = 21 245.


  3. Предположим налог на доходы физических лиц (НДФЛ) даст бюджету доход в 2 раза больше за счет изменения ставки и расширения круга налогоплательщиков.
  4. Предположим вмененный налог, акцизы, таможенные пошлины, налог на бензин, плата за абонентский номер, налог на недра и прочие доходы останутся без изменения.
  5. Налог на имущество, земельный налог и налог на воду предлагается увеличить в 2 раза за счет расширения круга налогоплательщиков.

Если кто-либо считает, что алгоритм расчета по какому-либо из налогов и обязательных платежей выбран неправильно, то он может предложить свое видение и уточнить эти расчеты.

Ну, вот и все…

Подведем черту.
Расчетный дефицит 30 043 млрд. сум. или 32,1 %.

    Выводы:
  1. Оценки экспертов Абдукадырова А. и Абдуллаева Ж. близки к расчетным.
  2. Оппоненты, утверждающие, что приведенные оценки возможного дефицита бюджета в размере 20 – 30 трлн. сум (20 – 30 % бюджета) «крайне завышены», возможно, обладают какой-либо информацией и статистикой, отсутствующей в открытом доступе.
  3. Если вывод по Пункту 2 не имеет оснований, то надо «крепко думать» как проводить заявленные реформы.

В любом случае, реформы проводить надо.
Просто предлагается не спешить, еще раз все взвесить и привлечь к решению этого вопроса специалистов в этой области, которые уже один раз эту задачу решали в более сложных экономических условиях при подготовке «Чрезвычайных бюджетов Республики Узбекистан» в 1991 – 1992 годах.
Думаю, что все согласны с тем, что устранить проблемы на этапе проектирования намного легче, чем, затем, в условиях «жесткого дефицита затыкать дыры».

Желаю всем хороших и легких налогов…

Григорий Зомерфрайнд.

Опубликована статья в газете "Частный Сектор" в №24 от 14 июня 2018г.

Список статей